На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Космос

8 383 подписчика

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Сергей Бороздин
    Мой алгоритм - в статье на Самиздат и дзен "Библия как научный источник истории Мира"Единый алгоритм э...
  • дмитрий Антонов
    прошу прощения, меня тут небыло давно. А где Юрий В Радюшин? с Новым 2023 годомБыл запущен первы...
  • дмитрий Антонов
    жаль, что тема постепенно потерялась. а ведь тут было так шумно и столько интересного можно было узнать, помимо самих...Запущен CAPSTONE ...

Облака — это разумная форма жизни?

Сведений о том, что обычные с виду земные облака начинают вести себя совершенно неожиданно, у исследователей накоплено предостаточно. Записи о таких случаях публикуются в самых авторитетных научных изданиях, вот только объяснения этому загадочному феномену дать пока не удается.

Недавно ученые наконец-то решили всерьез заняться изучением облаков. На их взгляд, пришло время пересмотреть современную классификацию облаков, которой уже около 200 лет. Этой системой до сих пор пользуются и метеорологи, несмотря на то, что методы наблюдения давно изменились. Еще в 1803 г. Люк Говард предложил разделять облака на группы в зависимости от внешнего вида, который он соотнес с их высотой. Говард выделил три основных категории облаков – перистые, слоистые и кучевые, в каждой из них несколько подгрупп (перисто-кучевые, кучево-дождевые и т.д.).

Положение, плотность и состояние частиц в облаках и определяют погоду: с одной стороны, облака фильтруют часть солнечных лучей, с другой – из них формируются осадки. Известно, однако, что наиболее полную информацию о погоде дают спутниковые снимки. При этом облака из космоса выглядят иначе, чем с земли. Кроме того, спутниковые фотографии, сделанные в разных спектральных диапазонах, позволяют узнать, чем вызваны небольшие колебания яркости облаков – большей плотностью или примесью посторонних частиц. В последнем случае поведение облаков может быть совершенно другим, чем у объектов из той же говардовской группы.фото: neveroyatno.info

фото: neveroyatno.info

Именно по этой причине американский метеоролог Стивен Аккерман предложил создать новую классификацию облаков. Правда, с новыми идеями у ученых, которые могли бы объяснить поведение облаков, пока туго.

Между тем, Национальное Аэрокосмическое Агентство США (НАСА) занялось реализацией специального проекта, посвященного изучению высотных облаков, образующихся на самой границе земной атмосферы с космическим пространством. С помощью спутников американские ученые пытаются доказать взаимосвязь между изменением структуры облаков, характером их образования и человеческой деятельностью, особым образом влияющей на поведение облаков.
Попутно с изучением земных облаков НАСА приступило к изучению облаков на Марсе. Марсианские облака – как на дневной, так и на ночной стороне планеты – очень напоминают облачный слой Земли. Разница лишь в том, что они немного толще и могут быть обнаружены на самых разных высотах. Ученые рассчитывают, что, наблюдая за поведением марсианских облаков, они смогут глубже проникнуть в тайну Красной планеты. Таким образом, науке пришлось признать, что, изучая облака, она может открыть для себя самые сокровенные тайны любой планеты.

Живая связь с людьми

Вот что рассказывает о загадочном, почти мистическом поведении облаков российский исследователь Сергей Алексеенко. Как-то, пролетая в 1975 г. над западной частью Белого моря (она именуется Кандалакшской губой), он с изумлением увидел, как облака двигались с севера на юг, выстроившись, как тогда говорили, квадратно-гнездовым способом (то есть в каждом углу квадрата располагалось небольшое кучевое облако) и четко соблюдая дистанцию между собой.фото: neveroyatno.info

фото: neveroyatno.info

 «Подойдя к северному берегу губы, облака перестраивались в облачную ленту, как бы брали друг друга «за руку», и эта лента двигалась над водной гладью губы, – вспоминает Алексеенко. – Пройдя южный берег, эта облачная лента вдруг разрывалась, и из нее формировались такие же кучевые облака, выстраивавшиеся по углам квадрата, как те, которые подходили к губе с севера! И дальше этот облачный слой продолжал двигаться на юг. Делая зарисовки этого феноменального явления, я приговаривал про себя: «Вот тебе и водяной пар, только чьи команды он выполняет?»
На первый взгляд, кажется невероятным, чтобы облака могли вести себя столь разумным образом. Но Алексеенко приводит и другой аналогичный случай: «В 1980 г. наш вертолет совершил поздно вечером вынужденную посадку на одном из горных карнизов Памира. Карниз – это площадка метров 100 на 300; с одной стороны – пропасть глубиной более 1,5 км, с трех сторон – горы. Во время посадки в вертолете пролился какой-то вонючий лак, поэтому решили спать на земле, укрывшись брезентом. Когда стемнело, я ясно увидел, как длинное светящееся облако выплыло из ущелья к нашему карнизу и свернулось в клубок метрах в 100 от нас. (…) Я повернулся на бок лицом к туче, и, когда уже стал засыпать, вдруг мне показалось, что от нее к нам тянется «рука»! Я вытащил фонарик и осветил землю: действительно, от нее к нам тянулась белесая кишка-рука. Вот она уже почти рядом, и я резанул по ней светом! Медленно, как бы нехотя, облачная кишка-рука начала уходить к тучке. «Ну, ее, – сказал я себе, – надо спать!» И, укрывшись брезентом, задремал.
В горах Памира на высоте 3 км ранней весной по ночам морозит. Я начал чувствовать, что замерзаю, но вдруг почему-то стало тепло, и я уснул. С первыми зарницами мы проснулись и поняли, что облако «оккупировало» весь карниз – даже вертолет метрах в 10 от нас еле просматривался!
Когда засияли первые лучи солнца, облако сжалось до своих вечерних размеров, затем несколько раз подпрыгнуло и начало плавно подниматься вверх. Летчик помахал ему рукой и крикнул: «Спасибо, дружище, за то, что нас ночью согрело!» Облако вдруг развернулось в длинную светящуюся на солнце ладью и быстро поплыло за горный перевал.

Через час мы прилетели в город Нурек. Расставаясь, я спросил летчика: «Неужели вы верите, что облако нас ночью согревало?» Он ответил: «У нас на Памире все живое: люди, горы, облака. Все помогают друг другу. И потом, человек на 96% состоит из воды, а облако – на 99. Связь между нами прямая».
Еще одно свидетельство разумного поведения облаков представил Михаил Лазарев из Волгограда: «Первое странное облачное явление я видел 17 сентября 1998 г. в середине дня. Несколько небольших слабокучевых облаков на высоте приблизительно 2 тыс. м образовали почти замкнутое кольцо диаметром 1,5-2 км. В таком положении они находились около двух часов, словно наблюдая за землей. Через день примерно в том же месте, на той же высоте и в то же время я видел, как перисто-кучевые облака, приняв форму клиньев, расположились радиально, клиновидной стороной к центру круга, который они образовали».фото: neveroyatno.info

фото: neveroyatno.info

 Интересный случай, связанный с поведением облаков, исследователь Алексеенко как-то услышал от своего знакомого Николая Василискова, служившего в начале 1980-х оператором РЛС метеослужбы Борисоглебского авиаузла в Воронежской области. Однажды утром Василисков увидел в безоблачном небе несколько появившихся небольших кучевых облаков, которые повели себя очень странно. На высоте примерно 3 тыс. м они образовали почти замкнутое кольцо диаметром 5-6 км и неподвижно застыли в таком положении, словно наблюдая за землей.
Через час на аэродроме начались полеты. Одна за другой реактивные машины с ревом взмывали в небо в самой середине облачного кольца. Самым же удивительным было то, что выхлопная струя от самолетов на него не действовала – оно по-прежнему висело над точкой отрыва самолетов в конце взлетной полосы. Когда взлетел последний истребитель, круг перестроился в облачную ленту, которая быстро исчезла за горизонтом. Через день примерно в том же месте, на той же высоте и в то же время загадочный «спектакль» в небе повторился вновь.
А вот что рассказывает о любопытных облаках Николай Марченко, работавший на космодроме в Байконуре: «То, что я наблюдал, противоречит здравому смыслу. Произошло это в начале 1990-х, когда на космодроме шла подготовка к запуску очередного «Союза». Вечером накануне старта, когда у нашей группы выдалось окно, мы поехали в степь. Лежим на брезенте, попиваем чай из термоса. Машинально я взглянул на ракету: на фоне предзакатного неба она походила на фантастический огромный минарет. Но тут я заметил кучку белых облачков у самого горизонта. Они напоминали барашков, сгрудившихся у корыта с водой. Но откуда взялись эти «барашки» на безоблачным небе? Впрочем, мысль об этом мелькнула и ушла.
Утром в день запуска «Союза» я опять машинально посмотрел на западный сектор неба, где вчера видел облака. И не поверил своим глазам. Небо по-прежнему безоблачное, но «барашки» остались! Я недолго размышлял об облаках – закрутился в суете. Часа через четыре все-таки вспомнил о «барашках»: они «паслись» на том же месте в западном секторе. Причем, если раньше необычные облака держались вместе, то теперь растянулись редкой цепочкой. Их оказалось 7, все одинаковой эллипсовидной формы. Как могло произойти такое перестроение, если не чувствовалось ни малейшего дуновения ветерка? И тут мне пришла совершенно дикая мысль: неужели облака дожидаются запуска «Союза»? И что вы думаете? Так оно и оказалось: «барашки» действительно «дежурили» у горизонта, пока ракета с грохотом не устремилась в космос. Я не заметил, в какой именно момент облака исчезли.
Но вскоре после запуска западный сектор неба был чист. Помимо странного «дежурства» облаков для меня осталось загадкой, как они вообще могли появиться в сухом воздухе над Байконуром, в котором летом нет даже следов водяных паров?»

 

 


Источник: politpuzzle.ru.

Картина дня

наверх