На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Космос

8 383 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Бороздин
    Мой алгоритм - в статье на Самиздат и дзен "Библия как научный источник истории Мира"Единый алгоритм э...
  • дмитрий Антонов
    прошу прощения, меня тут небыло давно. А где Юрий В Радюшин? с Новым 2023 годомБыл запущен первы...
  • дмитрий Антонов
    жаль, что тема постепенно потерялась. а ведь тут было так шумно и столько интересного можно было узнать, помимо самих...Запущен CAPSTONE ...

Мы в районе № 9, или космическая ксенофобия

Более трех лет назад состоялась мировая кинопремьера южно-африканского фантастического боевика «Район № 9», поставленный режиссером Нилом Бломкампом. Зрительская реакция в целом была положительной, хотя мнения критиков разделилось, что, впрочем, вполне естественно – эта когорта специалистов стремится выяснить, насколько сюжет несет в себе нравственный, культурный и политический потенциал, имеет влияние на гуманитарную среду, имеет воспитательный смысл и т.д. Обыватель пропускает фильм через свои эмоции и уровень интеллекта: для кого-то это развлекательный формат, для кого-то философская идея, а кому-то – тьмутаракань, ничего интересного.

 

Да, события разворачиваются в стиле «экшн», то есть активные действия героев, стычки, погони, стрельбы, много спецэффектов и захватывающих дыхание сцен. И все же сквозь 112-минутную ленту протянута главная мысль: готовы ли мы, люди, к контактам с другими цивилизациями? Ведь не всегда мы можем встретить «понимающий» нас разум. В жанре кинофантастики обычно пережевывается одна стезя – многие пришельцы проявляют к нам агрессивность («Чужой», «Хищник», «День независимости», «Пятый элемент», «Горизонт событий», «Прометей» и др.), или, на крайний случай, они нейтральны («Человек со звезды»). А тут непонятно что – «моллюски» (так называют насекомоподобных существ, чья колония основалась на Земле) не проявляют к нам ни интереса, ни враждебности, они просто сосуществуют с человечеством, хотя простым такое сосуществование назвать сложно.

 

Суть такова: в один прекрасный (или не прекрасный) день над Йоханнесбургом зависает инопланетный корабль огромных размеров. Причина его появления на Земле неизвестна, но лишь понятно одно – была авария, и корабль здесь находится из-за вынужденных обстоятельств; иначе говоря, никто специально сюда не прилетал и не намеревался устанавливать контакты с землянами. Внутри – миллионы существ, социальная сущность которых малопонятна людям. Их высаживают на поверхность и расселяют в трущобах. Никто не знает, что с ними нужно делать. Мы совершенно разные по мышлению и мировосприятию, социальной организации и этическим основам, хотя понятно, что построить аппарат для межзвездных полетов могли лишь высокоинтеллектуальные существа. Происходят конфликты местных жителей с «моллюсками», которым чужды правила и законы общежития людей. На них, между тем, паразитируют африканские преступники, торговцы питанием, фирмы, пытающиеся разгадать систему инопланетного оружия; к тому же инопланетян эксплуатируют в трудовых и сексуальных целях.

 

Позже выясняется, что 99% всех инопланетян – это обычные «рабочие», то есть выполняющие работу по приказу других, скорее всего, «интеллигентов», но сами не проявляющие инициативы изменить свой статус и образ жизни на планете. Лишь два интеллекта – Кристофер и его сын - способны управлять звездолетом, и им в течение 20 лет пришлось создавать топливо, чтобы запустить двигатели. Но в этот момент начинается выселение инопланетян из района № 9 в концентрационный лагерь, так как ксенофобия людей уже зашкаливает. Никто не хочет видеть пришельцев из космоса не только в городах и поселках, но и вообще на Земле; у всех одна мысль – изолировать, не дать им расплодиться.

 

И на этом фоне разворачивается основное действие. Один из руководитель среднего звена компании MNU по имени Викус, чья функция связана с проведением операции выселения, из-за попадания капли топлива на тело, начинает трансформироваться в инопланетянина. Этим пользуется MNU, которая, как оказывается, все эти годы проводила медицинские эксперименты с «моллюсками» и пыталась найти ключ к оружию. Викус вынужден искать защиту у инопланетян, которых ранее презирал и хотел выселить в концлагерь. Он понимает, что Кристофер и сынишка хотят вернуться домой, и им нужно топливо в емкости, которое было ранее конфисковано. Между тем боевые формирования землян охотятся как на Викуса, так и на двух «моллюсков», поняв, что они в самом деле управляют кораблем. И Викус спасает инопланетян, хотя все происходит в драматической и остросюжетной форме. Просто в этот момент герой фильма осознает отчаянное и безысходное состояние существ с другого мира, попавших на Землю, входит в их положение и, наверное, единственный человек, который готов отдать жизнь для представителя иного разума (пускай вначале у него и было корыстная цель – вернуть себе человеческий облик).

 

И все же... Обладая оружием, «моллюски» ни разу не воспользовались против землян. Они были пассивными по отношению к человечеству, поскольку не видели в людях «братьев по разуму», а люди и не собирались в насекомоподобных существах видеть таких «братьев». Человека интересовали технологии, которые можно использовать в военных целях. Никаких гуманных контактов не предполагалось. Захваченный в плен Кристофер не сопротивлялся, хотя и не собирался передавать информацию военным, он готов был умереть. «Моллюски» защитили Викуса, когда командир военной группы хотел его убить.

 

По ходу выясняется, что не так уж мы сильно различны. "Моллюски" тоже любят своих детей, они могут сострадать и понимать другого, тоскуют и печалятся, нервничают и способны на преданность. Просто человек не всегда это хочет видеть в инопланетянине, имеющего физические отличия.

 

Этот фильм – о человеческой ксенофобии. Все наши проблемы между людьми сконцентрированы на взаимоотношениях с инопланетянами. Мы смотрим на себя как бы со стороны. Как мы можем контактировать с иными цивилизациями, если не способны управлять нашими отношениями в человеческой среде? – вот, как мне кажется, лейтмотив «Района № 9». Не зря фильм снят в ЮАР, где недавно был апартеид, и это еще сильнее усиливает напряженность в понимании ксенофобии. Расовая сегрегация, нацизм, репрессии, межклановые и межконфессиональные конфликты, классовые противоречия и многое другое, что сопровождается насилием, привнесено не с космоса, а сформировано в нашем обществе. Люди – носители насилия.

 

21 век – это век новой волны миграции, и с этим мы сталкиваемся ежедневно. К примеру, миллионы бывших «братьев» из Союза ныне передвигаются по постсоветскому пространству, вызывая презрение и ненависть местных жителей, которые видят в них новую преступную силу и дешевую рабочую силу. Их традиции и ментальность чужды для жителей городов и поселков. Естественно, и мигранты зачастую ведут себя не подобающе, не осознавая, что порождают мотивы к такой ненависти. И ни государства, ни сообщества особенно не стараются, чтобы отрегулировать миграцию и создать атмосферу сотрудничества, доверия и толерантности между людьми разных стран, религий и традиций. И пока такой статус-кво, на этом наживаются преступники и теневые предприниматели.

 

Мне кажется, фильм показывает, что пока мы не найдем способы улаживать конфликты в человеческой среде, то любой контакт с инопланетянами будем воспринимать как некую агрессивную цель из космоса. Потому что ментальность такая.

 

Мы все живем в районе № 9 под названием планета Земля. И пока не изменим себя, мы сами останемся «моллюсками» по отношению друг к другу.

 

 

 

П.С. Мне очень понравился музыкальный фон к фильму, как никак лучше отображающий атмосферу отчаяния человека и «моллюсков» от сложившейся ситуации.

 

Картина дня

наверх