Андрей Макронович предлагает Вам запомнить сайт «Космос»
Вы хотите запомнить сайт «Космос»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Без Космоса нет будущего!

Поиск по блогу

Запомнить
Читать

О сайте

Золотое сечение: как это работает

развернуть

Золотое сечение: как это работает

Автор Neo-ezoterika
Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. Приблизительная его величина – 1,6180339887. В округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситься как 62% на 38%. Это соотношение действует в формах пространства и времени.zolotoe_sechenie

История

Представление о золотых пропорциях имели древние египтяне, знали о них и на Руси, но впервые научно золотое сечение объяснил монах Лука Пачоли в книге «Божественная пропорция» (1509), иллюстрации к которой предположительно сделал Леонардо да Винчи.

Пачоли усматривал в золотом сечении божественное триединство: малый отрезок олицетворял Сына, большой – Отца, а целое – Святой дух. Непосредственным образом с правилом золотого сечения связано имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи.

В результате решения одной из задач ученый вышел на последовательность чисел, известную сейчас как ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. На отношение этой последовательности к золотой пропорции обратил внимание Кеплер: «Устроена она так, что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности».

Сейчас ряд Фибоначчи это арифметическая основа для расчетов пропорций золотого сечения во всех его проявлениях. Леонардо да Винчи также много времени посвятил изучению особенностей золотого сечения, скорее всего именно ему принадлежит и сам термин. Его рисунки стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, доказывают, что каждый из полученных при сечении прямоугольников дает соотношения сторон в золотом делении.

Со временем правило золотого сечения превратилось в академическую рутину, и только философ Адольф Цейзинг в 1855 году вернул ему вторую жизнь. Он довел до абсолюта пропорции золотого сечения, сделав их универсальными для всех явлений окружающего мира. Впрочем, его «математическое эстетство» вызывало много критики.

Природа

Даже не вдаваясь в расчеты, золотое сечение можно без труда обнаружить в природе. Так, под него попадают соотношение хвоста и тела ящерицы, расстояния между листьями на ветке, есть золотое сечение и в форме яйца, если условную линию провести через его наиболее широкую часть.

Белорусский ученый Эдуард Сороко, который изучал формы золотых делений в природе, отмечал, что все растущее и стремящееся занять свое место в пространстве, наделено пропорциями золотого сечения. По его мнению, одна из самых интересных форм это закручивание по спирали.

Еще Архимед, уделяя внимание спирали, вывел на основе ее формы уравнение, которое и сейчас применяется в технике. Позднее Гете отмечал тяготение природы к спиральным формам, называя спираль «кривой жизни».

Современными учеными было установлено, что такие проявления спиральных форм в природе как раковина улитки, расположение семян подсолнечника, узоры паутины, движение урагана, строение ДНК и даже структура галактик заключают в себе ряд Фибоначчи.

Человек

Модельеры и дизайнеры одежды все расчеты делают, исходя из пропорций золотого сечения. Человек – это универсальная форма для проверки законов золотого сечения. Конечно, от природы далеко не у всех людей пропорции идеальны, что создает определенные сложности с подбором одежды.

В дневнике Леонардо да Винчи есть рисунок вписанного в окружность обнаженного человека, находящегося в двух наложенных друг на друга позициях. Опираясь на исследования римского архитектора Витрувия, Леонардо подобным образом пытался установить пропорции человеческого тела.

Позднее французский архитектор Ле Корбюзье, используя «Витрувианского человека» Леонардо, создал собственную шкалу «гармонических пропорций», повлиявшую на эстетику архитектуры XX века. Адольф Цейзинг, исследуя пропорциональность человека, проделал колоссальную работу.

Он измерил порядка двух тысяч человеческих тел, а также множество античных статуй и вывел, что золотое сечение выражает среднестатистический закон. В человеке ему подчинены практически все части тела, но главный показатель золотого сечения это деление тела точкой пупа.

В результате измерений исследователь установил, что пропорции мужского тела 13:8 ближе к золотому сечению, чем пропорции женского тела – 8:5.

Искусство пространственных форм

Художник Василий Суриков говорил, «что в композиции есть непреложный закон, когда в картине нельзя ничего ни убрать, ни добавить, даже лишнюю точку поставить нельзя, это настоящая математика». Долгое время художники следователи этому закону интуитивно, но после Леонардо да Винчи процесс создания живописного полотна уже не обходится без решения геометрических задач.

Например, Альбрехт Дюрер для определения точек золотого сечения использовал изобретенный им пропорциональный циркуль. Искусствовед Ф. В. Ковалев, подробно исследовав картину Николая Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», отмечает, что каждая деталь полотна будь-то камин, этажерка, кресло или сам поэт строго вписаны в золотые пропорции.

Исследователи золотого сечения без устали изучают и замеряют шедевры архитектуры, утверждая, что они стали таковыми, потому что созданы по золотым канонам: в их списке Великие пирамиды Гизы, Собор Парижской Богоматери, Храм Василия Блаженного, Парфенон.

И сегодня в любом искусстве пространственных форм стараются следовать пропорциям золотого сечения, так как они, по мнению искусствоведов, облегчают восприятие произведения и формируют у зрителя эстетическое ощущение.

Слово, звук и кинолента Формы временно̀го искусства по-своему демонстрируют нам принцип золотого деления. Литературоведы, к примеру, обратили внимание, что наиболее популярное количество строк в стихотворениях позднего периода творчества Пушкина соответствует ряду Фибоначчи – 5, 8, 13, 21, 34. Действует правило золотого сечения и в отдельно взятых произведениях русского классика.

Так кульминационным моментом «Пиковой дамы» является драматическая сцена Германа и графини, заканчивающаяся смертью последней. В повести 853 строки, а кульминация приходится на 535 строке (853:535=1,6) – это и есть точка золотого сечения.

Советский музыковед Э. К. Розенов отмечает поразительную точность соотношений золотого сечения в строгих и свободных формах произведений Иоганна Себастьяна Баха, что соответствует вдумчивому, сосредоточенному, технически выверенному стилю мастера.

Это справедливо и в отношении выдающихся творений других композиторов, где на точку золотого сечения обычно приходится наиболее яркое или неожиданное музыкальное решение. Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн сценарий своего фильма «Броненосец Потёмкин» сознательно согласовывал с правилом золотого сечения, разделив ленту на пять частей.

В первых трех разделах действие разворачивается на корабле, а в последних двух – в Одессе. Переход на сцены в городе и есть золотая середина фильма.

Дмитрий Богачь

ИСТОЧНИК: http://neo-ezoterika.ru


Опубликовано 12.05.2017 в 05:30

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Элитов
Сергей Элитов 12 мая, в 06:11 С учетом того, что в первом абзаце дано определение числа 0,618034, а утверждается, что 1,618, то и вывод о "ценности" этой статьи соответствующий. Жалкая компиляция надерганных из инета фактов без малейшего понимания и осмысления. Текст скрыт развернуть
0
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин Сергей Элитов 12 мая, в 08:22 Сереж, а почему бы тебе не написать "с пониманием и осмысленно"? Текст скрыт развернуть
1
Сергей Элитов
Сергей Элитов Юрий В Радюшин 12 мая, в 08:53 Это до сих пор закрытая информация. Да и ни к чему она подавляющему большинству. Остальные - найдут. Текст скрыт развернуть
-1
Сергей Элитов
Сергей Элитов 13 мая, в 04:55 А сейчас "закрытость" темы именно так и проявляется - перебор всего вокруг и около, но кроме важного. Или срочно сооружается синоним, тогда нужное в десятках тысяч ссылок на синоним найти нереально.
Например, вы слышали, что применение в быту (предметы с ней от стола до разделочной доски на кухне, или кровать, установленная в таком соотношении от стен) этой пропорции приводит вас к совершенству?
Текст скрыт развернуть
0
Сергей Элитов
Сергей Элитов 14 мая, в 04:42 Деление суток в соотношении 1,618 = время бодрствования/время сна даёт вашей коже вечную молодость. Спать нужно 9 часов 12 минут каждый день всю жизнь. Или вы откладываете миллионы на крема, маски, скрабы, ожоги лица? Текст скрыт развернуть
-1
Сергей Элитов
Сергей Элитов Юрий В Радюшин 17 мая, в 08:01 Юра, теперь ты понимаешь, что народу ещё расти и расти до тайн золотого сечения, даже задавшей вопрос Евгении Смурновской до лампочки её здоровье и молодость, народ дружно ползёт на кладбище, завернувшись в прямоугольные простыни, дома, земельные участки, мебель и т.д. Текст скрыт развернуть
0
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин Сергей Элитов 17 мая, в 08:07 Естественно, круглые простыни довольно дорогие...:-) Текст скрыт развернуть
0
Сергей Элитов
Сергей Элитов Юрий В Радюшин 17 мая, в 08:29 Сколько стоят лишние 10 лет жизни? Экономь на простынях, флаг тебе в руки (кстати флаги тоже выбирают по ряду Фибоначчи стороны). Текст скрыт развернуть
0
Юрий В Радюшин
Юрий В Радюшин Сергей Элитов 17 мая, в 08:37 Почему ты считаешь, что я про себя..?
Я бы ухмылку не ставил!!:-)
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 9
Комментарии Facebook
Блог
Ученые: без России космические корабли NASA никуда не полетят
16 окт, 07:33
+8 3
Космос - современная индустрия или большая тайна человечества?
16 окт, 07:29
+2 1
Среда. Весь доступный НАУЧПОП в нашем дайджесте:
16 окт, 07:20
+7 0
Варп-двигатель NASA. Когда мы полетим к далёким-далёким галактикам?
13 окт, 09:54
+5 12

Последние комментарии

Рустем 1
Беня то ельцин борька
Рустем 1 Ученые: без России космические корабли NASA никуда не полетят
Юрий В Радюшин
А кто такой Беня и причем тут Россия!?
Юрий В Радюшин Ученые: без России космические корабли NASA никуда не полетят
Рустем 1
Наталия Шнитникова
Отличный фильм!!!!!!!!!!
Наталия Шнитникова Космос - современная индустрия или большая тайна человечества?
Некто ВК
Некто ВК
Руслан Битаров
Алексей Камратов
Руслан Битаров
Руслан Битаров
Некто ВК
Федор Осетин
Косоглазый косой. И я в восторге от этой мозголомки=))
Федор Осетин Ну, у русских и язык
Федор Осетин
Victor Rasskazov
пусть НАСА на Луну для начала слетает
Victor Rasskazov Варп-двигатель NASA. Когда мы полетим к далёким-далёким галактикам?
Александр
А как же светодавы?
Александр Варп-двигатель NASA. Когда мы полетим к далёким-далёким галактикам?
Андрей Ремизов
Андрей Ремизов
Андрей Ремизов
nodar cnincharauli
Руслан Битаров
а ну ясно. тогда конечно!
Руслан Битаров Варп-двигатель NASA. Когда мы полетим к далёким-далёким галактикам?
nodar cnincharauli
Руслан Битаров
Руслан Битаров
и как?
Руслан Битаров Варп-двигатель NASA. Когда мы полетим к далёким-далёким галактикам?
nodar cnincharauli
Юрий В Радюшин
Эдуард Тихомиров
Ник Иванов
Андрей Щеголеватых
Эдуард Тихомиров
Mikhail Brezgunov
Юрий Атаманов
Адам Меровей
Руслан Битаров
Юрий Атаманов
Юрий Атаманов
Руслан Битаров
Ник Иванов
Gena Lipatov
Александр Самсонов
Владимир Сабакарь
Arthur Avanesyan
Адам Меровей
Гена Гушанов
Адам Меровей
Адам Меровей
Адам Меровей