Знаменитый астроном Уильям Гершель считал Солнце обитаемым миром

В XVIII веке предположение о том, что Солнце обитаемо, было вполне распространенным.

«Солнце – это небесное тело, как и Земля, только значительно больше, но тоже с твердой поверхностью и, что важно, населено живыми существами». «Зная правильный рецепт, из дешевых металлов, как железо и свинец, можно изготавливать золото».

Знаменитый астроном Уильям Гершель считал Солнце обитаемым миром

Солнце как родина озаренных или место, где находится ад? В этом ученые Средневековья расходились во мнениях. Но в то, что Солнце обитаемо, верили даже такие великие астрономы, как Уильям Гершель. Фото: APA/DPA

Эти две мысли, как это может показаться, совершенно не связаны друг с другом, причем современному человеку они вообще могут показаться бредовыми. Тем не менее, между гипотетическими обитателями Солнца и изготовлением золота связь все же существует. И при более близком рассмотрении эти суждения станут выглядеть не настолько уж сумасшедшими.

Попытки объяснения солнечных пятен

История с обитаемым Солнцем – это не фантазии участников какого-нибудь сомнительного интернет-форума. А принадлежала эта идея Уильяму Гершелю, одному из величайших астрономов XVIII и XIX столетий. Гершаль стал первым человеком, которому удалось открыть новую планету Солнечной системы (Уран в 1781 году), и это стало его хотя и наибольшим, но далеко не единственным вкладом в развитие астрономии. Наряду с прочим, он занимался Солнцем и природой солнечных пятен. В одном из своих сочинений 1795 года «О природе и строении Солнца и неподвижных звезд» Гершель описывает свои наблюдения.

Темные пятна на солнечном диске уже издавна стали предметом астрономических исследований. Еще Галилео Галилей в начале XVII века описывал эти пятна в своих трудах. Но что они представляют собой на самом деле, и во времена Гершеля наука все еще не знала. Одна из распространенных теорий утверждала, что это могли быть более мелкие небесные тела, проходящие перед Солнцем. Другие же считали, что речь здесь идет о темных облаках.

Гершель же был уверен, что темные пятна – это истинная поверхность Солнца: могучие горы, выступающие из светящейся атмосферы, которая окружает все Солнце целиком. Солнечные пятна по Гершелю – это просветы в парящем высоко над Солнцем слое облаков, через которые нам открывается вид на расположенную под ними темную поверхность.

Богу были угодны обитаемые миры

То есть Солнце хотя и было очень большим, но оно не отличалось фундаментально от Земли, как, впрочем, и от других планет Солнечной системы. И, разумеется, они тоже были местом обитания живых существ. И там совсем не слишком жарко для этого, обосновывал Гершель. Свет сам по себе еще тепла не производит; для этого необходимо наличие специальной «калорийной среды», который существовал на Земле, но которого не было на Солнце. «Я считаю, что я достаточно обосновал астрономические принципы, чтобы считать Солнце обитаемым миром», - звучал его окончательный вывод.

Идея обитаемого Солнца с тогдашней точки зрения не выглядела столь абсурдной, как мы воспринимаем ее сегодня. Более того, это было даже естественно, ибо идея, что небесные тела «просто существуют», без какой-либо особой цели, для тогдашнего общества была неприемлема. Если Творец (а в те времена в науке божественное играло очень важную роль) соизволил создать так много небесных тел, то они должны были быть обитаемыми!

Солнце как ад или как место озаренных

Гершель стал далеко не первым и не единственным, кто твердо верил в то, что жизнь есть повсюду. Еще задолго до него философ и кардинал Николаус Кузанский (Nikolaus von Kues) в написанной в 1440 году книге «Об ученом незнании» исходил из того, что каждая светящаяся в небе звезда – это планета подобная Земле (и Земля тоже издалека кажется звездой) и, разумеется, является обитаемой. На Солнце же Кузанский предполагал существование духовно озаренных существ; на Луне же жители, по его мнению, были слегка безумными.

В промежутке между Кузанским и Гершелем тоже было немало и других исследователей, которые были сторонниками идеи обитаемости небесных тел (английский оккультист Тобиас Суинден утверждал в 1714 году, что Солнце – это реальное место, в котором располагается ад». И лишь когда в конце XIX и начале ХХ века наука стала лучше понимать строение материи, стала постепенно вырисовываться правда, как функционирует Солнце. И лишь после такого осознания удалось прийти к выводу, что Солнце – это ядерный реактор, более горячий, чем все, что мы знаем по Земле, то есть место, где по определению не может существовать жизнь какой бы то ни было формы.

Игра с элементами

И здесь история с обитателями Солнца переплетается с поисками способов производства золота. Попытки алхимической трансформации неблагородных металлов в благородные на протяжении всего Средневековья, вплоть до его последней фазы, были вполне понятными для современников. Но в результате экспериментов – научных или псевдонаучных – «камень мудрости» так открыть и не удалось. Но алхимики в результате своих опытов тоже внесли неоценимый вклад в науку, работая со своими химикатами, нагревая их, смешивая, дистиллируя, растирая, фильтруя и получая совершенно неожиданные результаты.

И им удалось открыть немало нового и интересного. В 1669 году немецкий аптекарь и алхимик Хеннинг Бранд в ходе своих опытов обнаружил фосфор, открыв таким образом первый новый элемент Нового времени. Но идея получить из свинца золота так и осталась несбыточной мечтой. И рецепт найдет так и не был…

Не удалось это даже великому Исааку Ньютону, который на протяжении всей своей жизни интенсивно и серьезно занимался алхимическим поиском камня мудрости. Но опыты алхимиков стали основой для научной химии, которая и доказала, что золото алхимическим способом получить нельзя.

Все ближе к ядру

На рубеже ХХ века ученые уж намного лучше понимали строение химических элементов. Они расшифровали структуру атомов и пришли к выводу, что эту структуру чисто химическими методами изменит невозможно. Все равно, сколько химических элементов вы смешиваете и каким образом: в результате получается лишь определенное количество различных соединений этих элементов, но никогда один элемент не сможет превратиться в другой. Ведь для этого пришлось бы изменить само атомное ядро.

Как это может выглядеть, показала в 1938 году австрийская физик Лизе Майтнер. А что может случиться, если начать расщеплять атомы и превращать один химический элемент в другой, продемонстрировали атомные бомбы в конце Второй мировой войны – впечатляюще и ужасающе одновременно. Но ядерная физика открыла возможность наконец понять, как функционирует Солнце.

Оно делает то, чего всегда пытались добиться алхимики. Оно трансформирует элементы; оно превращает свой внутренний водород в гелий, а в результате такой ядерной реакции высвобождается энергия. Наша звезда – это огромный мощный шар из горячей плазмы, температура которого в центре достигает 13 миллионов, а по краям 6 тысячам градусов «тепла». А пятна на Солнце это не горы, как думал Гершель, а регионы на поверхности, температура которых на пару сотен градусов «прохладнее».

Как действительно образуется золото

Идея существования солнечных жителей оказалась настолько грандиозной нелепостью, насколько во времена Гершеля она казалась реальной. Но зато идея превращения других элементов в золото, которую уже в начале Нового времени наука подвергла обструкции, как это не удивительно, оказалась правильной. Разумеется, не так, как это представляли себе алхимики. Для этого процесса необходимо запастись большими ускорителями частиц, которые обстреливают атомные ядра субатомными частицами, заставляя ядра радиоактивно разрушаться. И с помощью такой техники действительно можно трансформировать атомы ртути в атомы золота. Правда, лишь в исчезающее небольших количествах, которые и под микроскопом разглядеть удастся далеко не всегда, зато с себестоимостью, астрономически превышающей цену на обычное золото. Но это все же возможно.

Не все, что звучит абсурдно, таковым является. И это первый вывод, который можно сделать из всего вышесказанного. И обитаемая звезда сегодня кажется нам абсолютно нереальной, поэтому нам даже представить такой нонсенс не то что трудно, а просто лень. Зато для Уильяма Гершеля и его коллег это была обычная наука, и размышлять над подобным было не только делом обычным, но и воспринималось без скептицизма или иронии со стороны современников.

Реабилитированное представление

То, что Гершель в своих тезисах в отношении Солнца заблуждался, это совершенно обычный путь науки. Зато «абсурдность» алхимиков, которую (по праву) отвергали исследователи Нового времени, совершенно неожиданно снова вернулась на научную колею, как результат современной ядерной физики. Сегодня превращение химических элементов – это совершенно нормальная составляющая почти всех физических дисциплин и теорий.

И кто знает, может быть когда-нибудь «реабилитированы» будут и жители Солнца? Как физики-ядерщики начала ХХ века стояли у истоков своей науки, так и астрономы начала XXI века стоят в самом начале великого пути поисков внеземных форм жизни. И никто не может себе даже представить, какой могла бы оказаться жизнь на звезде или внутри ее. И кто знает, как все может повернуться лет через сто.

Ключевые слова: Солнце