Новый «уборщик космического мусора» оснащен присосками как у геккона

Новый «уборщик космического мусора» оснащен присосками как у геккона

В настоящее время в космосе находится около 500000 осколков антропогенного происхождения, движущихся вокруг нашей планеты со скоростями до 30000 километров в час. Эти осколки представляют угрозу для спутников, космических аппаратов и астронавтов, находящихся на борту этих аппаратов.

Сбор космического мусора осложняется тем, что в вакууме фрагмент мусора нельзя подтянуть чем-то вреде «пылесоса» или присоски. Обычные липкие субстанции типа клея при космических, экстремально низких температурах также не работают. Магниты действуют только на объекты с магнитными свойствами.

Для решения проблемы сбора фрагментов космического мусора инженеры из Стэнфордского университета и Лаборатории реактивного движения НАСА, оба научных учреждения США, разработали новый тип робота для захвата мусора.

«Новизна нашей разработки состоит в том, что робот будет зацеплять фрагменты космического мусора при помощи присосок, устроенных по типу лапок геккона, - сказал Марк Кутковски (Mark Cutkosky), профессор кафедры инженерной механики Стэнфордского университета и главный автор новой работы. – Эта работа стала продолжением наших исследований, продолжающихся в течение уже более чем 10 лет, в результате которых были созданы роботы, способные карабкаться по стенам при помощи специальных присосок, подобно гекконам».

На лапках гекккона находятся многочисленные микроскопические выросты, которые при несильном прижатии сцепляются с поверхностью, в которую упирается лапка ящерицы, при помощи сил межмолекулярного взаимодействия (сил Ван-дер-Ваальса). В основу устройства «лап» робота, предложенного командой Кутковски, положен тот же принцип, хотя они имеют несравнимо более простое устройство, чем лапки геккона.

Авторы работы провели ряд успешных испытаний своего устройства в лаборатории и на борту Международной космической станции, и в настоящее время планируют произвести модель этого робота из более стойких к агрессивным условиям материалов, с тем чтобы провести его дальнейшие испытания в открытом космосе, за пределами МКС.

Исследование вышло в журнале Science Robotics.

Опубликовано 03.07.2017 в 08:58